Модернизация АПК – гарантия обеспечения продовольственной безопасности - Казахский Национальный Аграрный Университет
Новость #1585 Статистика

Модернизация АПК – гарантия обеспечения продовольственной безопасности

На совместном заседании палат Парламента Президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием к народу Казахстана, где остановился на основных направлениях модернизации экономики РК, в частности АПК.
Коллектив Казахского национального аграрного университета с большим воодушевлением воспринял все инициативы, сказанные Президентом страны. Продовольственная безопасность страны является основой национальной безопасности.
 

В своем выступлении Президент отметил: "Не секрет, что цены в нашей стране высокие - от продуктов питания и одежды до стоимости различных услуг». На повышение цен сельскохозяйственной продукции влияют следующие факторы: недостаточный объем производства и переработки отечественной продукции, импортозависимость, большое количество посредников «от поля до потребителя» и др.
Несмотря на определенный рост производства продукции сельского хозяйства за последние годы население страны еще не в полной мере обеспечено продовольствием по многим видам продукции в пределах рациональных (медицинских) норм питания или продовольственной безопасности - 80-85% потребляемых продуктов за счет отечественного производства.
На уровне продовольственной безопастности мы потребляем хлебопродукты (100%), картофель (95%), овощи свежие (86%), мясо (83%), а по остальным продуктам имеют место значительные объемы импорта (от 30 до 60% и более), что ставит аграрный сектор страны в зависимость от других государств. Особенно большая доля импорта в емкости рынка наблюдается по фруктам (70%), мясу птицы (56,8%), колбасам (44,3%), молочным продуктам (40-50%), консервированнм фруктам и овощам (85-95%) и др.
Поэтому в ближайшей перспективе по этим видам продукции необходимо наращивать объемы производства и переработанной продукции.
В Казахстане низка доля переработанной сельскохозяйственной продукции. Например, переработка мяса составляет около 24% от общего объема производства, молока - 30%, зерна - 27%, плодов и овощей - 7%. В силу этих причин, а также из–за неразвитости рыночной инфраструктуры посредники присваивают 70–75% розничной цены, тогда как в развитых странах посредники получают только 25–30% розничной цены.
 

Решить эти проблемы можно путем создания крупных агрокластеров, товарных хозяйств и разработки эффективных экономических механизмов по господдержке АПК, над чем сегодня работает министерство сельского РК.
Президент еще раз поднял вопросы об эффективном использовании природных ресурсов, в частности, земельных и водных. Он отметил, что необходимо расширить площади орошаемых земель до 3 млн га к 2030 году, что земля не будет продаваться иностранцам, сельскохозяйственные угодья, которые не используются, будут изыматься, а также поручил решить вопросы налогообложения на землю.
Неэффективное использование орошаемых земель вызвано рядом субъективных и объективных факторов, наиболее определяющие из них - изношенность водохозяйственной инфраструктуры на всех уровнях ее использования; несоответствие параметров орошения и дренажа генезису почв и структуре севооборота, недостаточная водообеспеченность оросительных систем источниками орошения, особенно в маловодные годы.
Ирригация для засушливых регионов Казахстана не имеет альтернативы и является основой жизнедеятельности сельского населения.
Очевидна необходимость восстановления неиспользуемых орошаемых земель. Оно должно проводиться за счет бюджетных средств. Прежде всего необходимо провести работу по обводнению пастбищ.
 

В Казахстане с учетом земель населенных пунктов, используются отгонные пастбища на площади 85 млн. гектар, порядка 100 млн. га пастбищных угодий не используется. По данным Комитета по использованию земельных ресурсов РК, сегодня сбито – 27 млн. га пастбищных земель. Фактически эти земли уже потеряли ценность, как сельскохозяйственные угодья.
Поэтому, немаловажный вопрос – это организационно-хозяйственный план использования пастбищных земель. Ни для кого не секрет, что вошло в практику приобретение (аренда) земель без соответствия с выпасаемым поголовьем. К примеру, берется в аренду 300 га пастбищ, а выпасается 1000 голов овец. Тогда как для содержания такого поголовья нужно 3000 га.
Поэтому необходимо провести экологическую паспортизацию пастбищ, в первую очередь на землю населенных пунктов для выяснения реальной ситуации и развития животноводства. В последующем улучшенные земли должны быть переданы сельхотоваропроизводителям в пользование на условиях возмещения затрат и партнерства государства с частными структурами.
Казахстан имеет большой потенциал для производства биоорганической продукции. В соответствии с требованиями биоорганического производства сертифицировано всего 300 тыс. га земли и лишь 29 фермеров в настоящее время могут поставлять на экспорт продукцию как биоорганическую. Поэтому было бы целесообразным разработать государственные меры поддержки товаропроизводителей биоорганической продукции, включая субсидирование затрат на сертификацию продукции, на использование экологически чистых сельскохозяйственных земель.
Одной из проблем является нехватка высококвалифицированных кадров, поэтому в 2020 году будет выделено 20 млрд. тенге на государственную программу «С дипломом – в село!». В эту программу включены все аграрные специальности. Однако наши специалисты не могут трудоустроиться из-за многочисленности мелких хозяйств, которые не могут гарантировать высокую зарплату и создать соответствующие социальные условия. Поэтому здесь надо решить проблему по укрупнению агроформирований, где были бы востребованы все наши специальности. На решение социальных вопросов молодых специалистов направлена программа "Ауыл ел бесiгi,".
Все вышеперечисленные инициативы Президента страны К.К.Токаева непременно дадут новый импульс развитию социально-экономической модернизации Казахстана.

 
Ректор Казахского национального аграрного университета, академик НАН РК Т.И.Есполов
Читайте также Архив новостей