Эффективный менеджмент – главный фактор успеха университета - Казахский Национальный Аграрный Университет
Новость #1557 Статистика

Эффективный менеджмент – главный фактор успеха университета

– Тлектес Исабаевич, возглавляемый вами университет одним из первых в Казахстане начал работу по трансформации в исследовательский вуз. Каковы результаты?

– Международный опыт соз­дания университетов мирового уровня предполагает 3 подхода: поддержка лучших, слияние существующих вузов и создание с нуля (Назарбаев Университет). Наш университет развивается по первому пути и ведет в этом направлении системную работу.

Будучи изначально классичес­ким вузом, с 2001 года наш университет включился в процесс интеграции образования, науки, производства. Был создан Аграрный научно-производственный консорциум «АгроДаму», в состав которого вошли вузы, научно-исследовательские институты, опытные станции, крупные агроформирования. Вуз активно стал взаимодействовать с фермерскими хозяйствами через Казахстанско-Американский информационно-консалтинговый центр Extension, Высшую школу фермеров и международный институт агробизнеса и права.

Созданы учебно-научно-производственные центры для практики студентов. Открыты международная ассоциация «Агрообразование» и Малая академия, которые осуществляют непрерывную систему аграрного образования: школа (лицей) – колледж – университет, тем самым обеспечивая принцип «обучение в течение всей жизни».

Действует международный научно-образовательный консорциум. Вуз активно участвует в 15 международных ассоциациях и организациях, председательствует в Совете ректоров ведущих аграрных вузов стран – участниц СНГ. Созданы модельный центр развития академической мобильности Centеr of Excellence, международная междисциплинарная школа (KIIS).

Работают международные зимние и летние школы по всем нап­равлениям подготовки специа­листов АПК. Открыты институт социально-гуманитарного образования и воспитания имени О. Сулейменова, центр «Чис­тая планета» и студенческая ассамблея «Достык».

В 2010-м университету был присвоен статус инновационно-ориентированного вуза. И с этого года одними из первых, используя международные стандарты проектного управления, совместно с 13 международными экспертами из научных цент­ров и вузов мы начали процесс трансформации вуза в на­циональный исследовательский университет.

Прежде чем приступить к транс­формации, изучили мировой опыт создания исследовательских университетов, а также научных центров INRA (Франция), INTA (Аргентина), EMBRAPA (Бразилия).

Совместно с международными экспертами были разработаны миссия, цели, задачи, «точки роста» конкурентоспособности, стратегический план по основным направлениям деятельности вуза. Командой управления трансформацией установлены 5 приоритетов – это развитие нематериальных активов, интенсивная интеграция в аграрный научно-производственный консорциум, динамичное вхож­дение в международное научно-образовательное пространство, развитие инфраструктуры, формирование мотивированного контингента обучающихся. Определены первые 7 шагов и вехи трансформации. Коллектив университета полностью поддержал этот процесс.

В результате мониторинга инновационной активности кафедр проведено их ранжирование по 3 категориям: пилотные, предпилотные и допредпилотные.

Пилотные кафедры разработали «дорожные карты» до 2015 года. Используя компетентностный подход на базе модульного обучения, они приступили к диверсификации своих учебных планов и программ по всем направлениям, в частности, по природопользованию и биоресурсам в соответствии с мировыми тенденциями развития высшего и послевузовского образования.

В части развития человечес­кого капитала вуз разработал функ­циональные компетенции профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и администрации. Сформирован кадровый резерв, внедрены система рейтинговой оценки и дифференцированная оплата труда. Таким образом, изменилось стереотипное отношение сотрудников к рабочему месту на кафедре как к «пожизненной ренте».

В результате трансформации в соответствии с международными стандартами разработаны 96 образовательных программ, введены 217 новых траекторий, 12 программ двойного диплома с ведущими вузами-партнерами Европы, Азии и США.

Университет как национальный вуз ведет совместную подготовку специалистов аграрного профиля по программам двойного диплома с 20 вузами Казахстана, а также целевую подготовку магистрантов и докторантов для регионов страны. Все образовательные программы аккредитованы международными аккредитационными агентствами. Результаты трансформации КазНАУ неоднократно докладывал в Правительстве, министерствах сельского хозяйства, образования и науки.

В 2015 году в результате транс­формации вуза и по рекомендациям независимых экспертов постановлением Правительства «Казахский национальный аграрный университет», «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир-хана», АО «Казахский агротехнический университет им. Сакена Сейфуллина» переданы из Министерства образования и науки в ведение Министерства сельского хозяйства.

Для эффективной деятельности вузов и НИИ Минсельхоза было создано некоммерческое акционерное общество «На­циональный аграрный научно-образовательный центр». В его состав, кроме 3 вузов, вошли 23 НИИ, 14 опытных станций, центры распространения знаний и коммерциализации.

В 2016 году постановлением Правительства Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахский национальный аграрный университет» было преобразовано в некоммерческое акционерное общество. Это поз­волило университету получить академическую свободу, перейти к автономии и реализовать принципы самофинансирования, используя механизмы государственно-частного партнерства.

– Сегодня многие вузы интересуются вопросами перехода в НАО. Какие это даст преимущества?

– Получение статуса некоммерческого акционерного общества со 100-процентным участием государства осуществляется в соответствии с Законом «О некоммерческих организациях». Единственным акционером здесь выступает государство.

При создании НАО формируются органы управления университета: совет директоров, правление, избирается корпоративный секретарь. Утверждаются новый устав, план развития вуза, организационная структура. Университет проходит госрегистрацию в органах юстиции, готовит и регистрирует проспект выпус­ка акций. Ежегодно проводится внешний финансовый аудит.

В состав совета директоров входят представители госорганов, независимые директора и иные лица, знание и опыт которых необходимы для развития вуза. Совет директоров, которому подотчетны все подразделения университета, утверждает стратегию, план развития, финансовую отчетность вуза.

Вуз с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности выпускает акции. Самое главное – доходы от деятельности НАО не распределяются между акционерами, а используются исключительно на развитие университета.

Еще одно преимущество: НАО может привлекать инвестиции из любых источников финансирования, а также получать финансовые средства, как и другие организации образования, из госбюджета (стипендии для обучающихся по госзаказу, на академическую мобильность, приглашение зарубежных ученых и топ-менеджеров).

Кроме того, НАО имеет возможность получить бюджетные инвес­тиции посредством увеличения уставного капитала университета. Например, для расширения инфраструктуры вуза, в частности, создания инновационных лабораторий, закупа современного оборудования, необходимо подготовить инвестиционное предложение и финансово-экономическое обоснование (ФЭО). В инвестпредложении и ФЭО необходимо обосновать значимость проекта, соответствие его государственным, правительственным программам и прог­раммам развития территорий с указанием полного обоснования необходимости финансирования и срока окупаемости.

Так как университет находится в ведении Минсельхоза, инвестиционное предложение направляется в это ведомство. Оно, в свою очередь, в соответствии со Стратегическим планом дает положительное заключение и выступает администратором проекта. Затем инвестпредложение и ФЭО направляются в Министерство образования и науки для получения отраслевого заключения, а далее – в Министерство национальной экономики для получения положительного экономического заключения. На ФЭО также необходимо получить соответствующее заключение от АО «Казахстанский центр государственно-частного парт­нерства».

После получения всех положительных заключений ФЭО передается в Министерство финансов, а затем рассматривается Республиканской бюджетной комиссией (РБК). В случае положительного решения РБК проводится процедура по увеличению уставного капитала университета. Она включает в себя: издание Министерством сельского хозяйства приказа об увеличении и размещении акций, регистрацию увеличения акций в Национальном банке, совершение соответствующей сделки в АО «Единый регистратор ценных бумаг». После завершения вышеназванных процедур университет может получить финансирование. Следует отметить, что эта процедура позволяет эффективно расходовать бюджетные средства.

Кроме того, НАО может соз­давать филиалы и открывать представительства на территории Казахстана. Вуз имеет право самостоятельно предоставлять в аренду помещение и устанавливать размер арендной платы, которая поступает в его доход. Университет имеет право в соответствии со своим уставом заниматься предпринимательской деятельностью.

КазНАУ готов сотрудничать со всеми вузами Казахстана и поделиться накопленным опытом по трансформации и переходу в НАО.

– Какие изменения произошли в научно-образовательной инф­раструктуре университета с переходом в НАО?

– В 2015 году в университете был открыт Агротехнологический хаб – Международный исследовательский институт инновационных технологий в АПК. Его целью являются поиск, привлечение и трансферт новых знаний и технологий в аграрный сектор республики. Деятельность Агрохаба способствует развитию тесного сотрудничества с ведущими вузами и научными центрами мира.

В состав Агрохаба вошли 6 НИИ, 6 международных инновационных центров и 31 исследовательская лаборатория. Это Казахстанско-Японский инновационный центр, Казах­станско-Корейский инновационный центр, Центр устойчивого развития, Центр технологии и качества пищевых продуктов, Казахстанско-Белорусский агроинженерный инновационный центр, инновационная теплица, агротехнопарк и другие.

Такая развитая инфраструктура позволила за последние 4 года ученым университета выполнить 300 научных проектов по линии ряда министерств на сумму около 2 миллиардов тенге, коммерциа­лизировать совместно с парт­нерами 50 научных проектов на сумму более 3 миллиардов тенге. Внедрение результатов НИР в производство составляет 48%. Университет выиграл конкурс МОН РК на финансирование офиса коммерциализации на сумму 116 миллионов тенге.

На базе имеющихся крупных агроформирований, перерабатывающих предприятий, центров, обслуживающих предпринимателей, в каждом районе созданы информационно-консультационные и учебно-научно-производственные центры по всем направлениям подготовки специалистов для аграрного сектора экономики.

Для открытия новых лабораторий и центров разработаны инвестиционные проекты и финансово-экономические обоснования. В рамках ГПИИР созданы 4 инновационные научно-образовательные лаборатории на сумму 1,1 миллиарда тенге. В 2019 году будут созданы лаборатории ­микроклонального размножения растений, референтная лаборатория по молоку, дооснащены Digital-центр и Казахстанско-Белорусский агроинженерный инновационный центр на сумму 1,9 миллиарда тенге.

Новые лаборатории и центры создаются в соответствии со Стратегическим планом МСХ РК и направлены на решение актуальных проблем АПК страны. Например, лаборатория мик­роклонального размножения растений in vitro предназначена для получения в короткие сроки большого количества безвирус­ного посадочного материала плодовых и овощных культур, устойчивого к бактериальному ожогу и другим заболеваниям.

К слову, с момента регистрации бактериального ожога в Казахстане ареал заражения им плодовых культур за 7 лет расширился в 40 раз. Для решения этой проблемы заключено соглашение с Корнельским университетом (США).

Другая проблема. В Казах­стане от 50 до 69% поголовья животных размещены в домашних хозяйствах. На их долю в структуре валовой продукции животноводства приходится 68%. Ежегодно в республике производится более 5 миллионов тонн молока, из них 75% – в домашних хозяйствах.

Молоко, произведенное в домашних условиях, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требует глубокой переработки, что отражается на его цене. Молоко реализуется населением в среднем по цене от 60 до 120 тенге за литр, а готовая продукция продается в несколько раз дороже из-за высоких затрат на переработку.

Ежегодно в Казахстан экспортируется из других стран более 600 тысяч тонн молока и молочной продукции, в том числе 80% потребляемого населением сгущенного молока. Создаваемая референтная лаборатория молочных продуктов позволит быстро определять десятки показателей качества молока и молочных продуктов.

Развитие Digital-центра позволит консолидировать все данные о современном состоянии сельского хозяйства, упростить и улучшить работу с большим объемом материалов при помощи GIS-технологий, машинного анализа и аналитики больших данных.

Продолжается работа по развитию Агротехнопарка на базе учебно-опытного хозяйства «Агроуниверситет» с площадью 845 гектаров. Дооснащение Казахстанско-Белорусского агроинженерного инновационного центра позволит создать машиноиспытательную станцию, экспериментальный полигон по 10 видам культур, показательную ферму по животноводству, оснас­тить учебно-опытное хозяйство 57 видами аграрной техники и технологий.

При поддержке Азиатского банка развития создан Водный хаб, который является центром подготовки специалистов в области водного хозяйства. Со службой сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства и университетом штата Мичиган (США) ведется работа по открытию Земельного и Климатического хабов. Их цель – решение ­проблем по эффективному управлению земельными и водными ресурсами Казахстана и стран Цент­ральной Азии.

Проводимая системная работа позволила университету занять достойное место в 9 международных и национальных рейтингах. Цель – к 2023 году стать университетом мирового класса с рейтингом QS-300.

– На что нацелена модель эффективного менеджмента университета?

– Анализ оценки собственных ошибок и трудностей в развитии университета как исследовательского вуза позволил сделать вывод, что факторами успеха являются: концентрация научных талантов, обеспеченность ресурсами и ведение эффективного менеджмента.

Развитие корпоративного управления университета нацелено на построение эффективной и гибкой модели: люди – процессы – технологии.

Первый аспект – люди. С прошлого года в университете функ­ционирует управление по развитию человеческих ресурсов (HR). Пересмотрены подходы к оценке критериев компетенций персонала и результативности их деятельности (KPI). Введены должности преподавателя-исследователя, выполняющего научные проекты, и преподавателя-консультанта, оказываю­щего консалтинговые услуги агроформированиям. Ученые из-за рубежа, НИИ и представители производства составляют 20% от штата ППС университета, 57% заведующих кафедр – молодые доктора PhD.

Сформирован портфель проектов: внедрение управления талантами, оценка и развитие лидерства, объективное грейдирование должностей, прозрачный конкурсный отбор, оценка по целям и KPI, автоматизация системы управления человеческими ресурсами. Внедрение системы HR позволит повысить производительность труда за счет эффективной системы управления персоналом.

Следующий аспект – «Процессы», которые предполагают развитие финансовых и бизнес-процессов, интеграции науки и производства, коммерциализацию результатов научных исследований. Ключевыми результатами в измерении «Технологии» станут IT-решения и новый ­формат обучения.

Что касается трансформации университета, то эра цифровых технологий побуждает все учебные заведения к пересмотру как внутренних корпоративных моделей управления, так и инструментов учебного процесса. Университет определил 2 ключевых направления в рамках цифровой трансформации системы корпоративного управления.

Первое – это построение единой экосистемы управления: налаживание прозрачного и непрерывного взаимодействия с государственными и местными исполнительными органами управления, вузами и колледжами. Создание риск-ориентированных и автоматизированных систем управления. Внедрение культуры непрерывного совершенствования для внутренних бизнес-процессов университета, формирование современной, масш­табируемой и безопасной IТ-архитектуры и инфраструктуры.

Второе – построение современного учебного процесса: использование современных интерактивных методов и инструментов, обеспечение перехода от теории к практике с привлечением не только государственных предприятий, но и частного бизнеса. А также насыщение обучающих программ – коллаборация «логики» и «техники», концентрация на современных технологиях и IТ-инструментах.

Задача вуза в ближайшее время – автоматизировать ключевые бизнес-процессы и перейти на новый уровень эффективности менеджмента. Широко использовать механизмы искусственного интеллекта, современные инструменты взаимной коммуникации, таких как чат-боты, геймификация, международные дистанционные программы обучения и обмен знаниями.

Сегодня университет консолидирует и внедряет лучшие практики на основе трансферта новых знаний и технологий с ведущими вузами и научными центрами мира. В своем инновационном развитии ориентируется на опыт исследовательского университета Вагенинген (Нидерланды), который является вузом № 1 в мировом рейтинге QS по аграрным специальностям и лесным ресурсам.

С университетом Вагенинген достигнута договоренность о подготовке студентов бакалавриата по их образовательным программам: «Наука о растениях» и «Пищевые технологии». Планируется осуществлять набор по 50 студентов на каждую программу, которые получат качественное образование, не выезжая из страны. Такая совместная подготовка позволит ежегодно готовить не менее 100 студентов, соответствующих международным стандартам и востребованных на рынке труда и транслировать полученный опыт на другие вузы страны. Подобная работа ведется с университетом штата Огайо (США).

В отдельное направление выделен пул проектов, которые сфокусированы на студента. Университет больше учитывает их мнение в вопросах повышения качества образования, организации досуга, создания условий для развития творчества, так как самые креативные и прорывные идеи в трансформации вуза приходят именно от талантливой молодежи.

Университет входит в Лигу академической честности, которая объединяет лучшие вузы Казахстана. В тесном взаимодействии с госструктурами на базе университета создается площадка антикоррупционных технологий для формирования соответствующей культуры.

Таким образом, на основе эффективного менеджмента за короткий период КазНАУ сумел сконцентрировать свои ресурсы и стал ядром образовательной, научной и инновационной деятельности, ускоренного развития аграрного сектора, реально влияющим на конкурентоспособность страны в этой отрасли.

 


Автор: Жанат Курманов​
https://www.kazpravda.kz/fresh/view/effektivnii-menedzhment--glavnii-faktor-uspeha-universiteta

Читайте также Архив новостей