Факультеты: Лесные, земельные ресурсы и фитосанитария

Лесные, земельные ресурсы и фитосанитария

Галерея факультета
Самые яркие моменты из жизни
Программа обучения факультета
------------------------------------
Лекция зарубежных профессоров Страница факультета
Лекция-01.
02.09.2011.
 
Тема: «Лесная селекция, её роль в лесном хозяйстве и место в лесоводственной науке».

Вопросы.
  1. Лесная селекция как наука.
  2. Проблемы, стоящие перед лесной селекцией на современном этапе.
  3. Общие задачи лесной селекции.
  4. Исторические аспекты лесной селекции (самостоятельная работа).
  5. Связь лесной селекции с другими науками (самостоятельная работа).
Ключевые слова:
селекция, отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия, теоретические разделы селекции, проблемы лесной селекции, задачи селекции, направления селекции.

Литература.
  1. Гужов Ю.Л., Фукс А., Валичек П. Селекция и семеноводство культурных растений. – М.: Агропромиздат,1991. – 463 с. – (Учебники и учеб. Пособия для студентов высш. Учеб. Заведений).
  2. Бессчетнов В.П. Полиморфизм казахстанских популяций облепихи крушиновидной (Hippophae rhamnoides L.) по хозяйственным и адаптивным признакам. Дис. док. биол. наук. Алматы, 1994. – 543 с.
  3. Чмыр А.Ф., Бессчетнов В.П. Экология и культура облепихи Hippophae rhamnoides L. – СПб, СПбНИИЛХ, 1998. – 278 с. 
  4. Правдин, Л.Ф. Значение генетики в развитии учения о лесе /Л.Ф. Правдин// Научные основы селекции хвойных древесных пород. – М.: Наука, 1978. – с. 7 – 27.
  5. Гуляев, Г.В. и др. Словарь терминов по генетике, цитологии, селекции, семеноводству и семеноведению /Г.В. Гуляев, В.В. Мальченко. –  М.: Россельхозиздат, 1975. – 216 с.
  6. Коновалов, Н.А. Основы лесной селекции и сортового семеноводства / Н.А. Коновалов, Е.А. Пугач. – М.: Лесная промышленность, 1978. – 176 с.
  7. Котов, М.М. Генетика и селекция: Учебник для вузов. Ч. 1./ М.М. Котов. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. – 280с.
  8. Кундзиньш, А.В. Лесная селекция / А.В. Кундзиньш, Г.А. Игаунис, Я.Я. Гайлис, Д.М. Пирагс, В.М. Роне, Э.Я. Ронис, В.П. Сарма, Я.Я. Смилга . – М.: Лесная промышленность, 1972.  – 200 с.
  9. Любавская, А.Я. Лесная селекция и генетика. – М.: Лесн. Пром-сть, 1982. – 220 с.
  10. Рокицкий, П.Ф. Введение в статистическую генетику / П.Ф. Рокицкий. – Минск: Вышейшая школа, 1978. – 448 с.
  11.  
1. Лесная селекция как наука.

Решение проблемы повышения продуктивности лесов и охраны генофонда, по мнению Леонида Федоровича Правдина (1978), возможно только при условии широкого использования уже проверенных на практике и вновь рекомендуемых перспективных методов селекции лесных древесных пород, основанных на законах генетики. Сейчас это положение настолько широко усвоено лесоводами, что многие лесохозяйственные мероприятия (рубки главного и промежуточного пользования, лесные культуры, процессы предварительного и последующего естественного возобновления) дают ожидаемый эффект, если они проводятся с учетом современных достижений селекции (Правдин, 1978, стр.24). 
Лесная селекция – сравнительно молодая отрасль лесной науки и лесохозяйственного производства, и сформировалась только в 30-е годы 20-го века. Вместе с тем, её значение как способа радикального повышения качества и продуктивности лесов в настоящее время получило всеобщее признание во всем мире.
Антонина Яковлевна Любавская (1982) в своем учебнике «Лесная селекция и генетика» приводит определение лесной селекции, не отделяя её от понятия «лесная селекция и генетика».
Лесная селекция и генетика – это наука об улучшении качества и повышении продуктивности лесов путем управления наследственностью и изменчивостью древесных и кустарниковых растений.
Селекцией (в общепринятом смысле) называют процесс выведения новых и улучшения существующих сортов растений и пород животных. Этот термин происходит от латинского слова selectio, что в переводе означает отбор или выбор.
Первоначальное представление о селекции в буквальном смысле слова соответствовало содержанию работ по выведению новых сортов путем отбора и размножения лучших форм. Отбор (селекция) лучших форм из популяций дикорастущих видов растений является наиболее древним методом селекции.
Одно из современных определений науки лесная селекция сформулировал Михаил Михайлович Котов (1997) в своем последнем учебнике «Генетика и селекция» (Котов, 1997). При этом М.М. Котов понятие «лесная селекция» отделяет от понятия «лесная генетика».
Лесная селекция – это наука, разрабатывающая теорию и методы выявления и практического использования существующих в природе форм и выведения новых сортов древесных и кустарниковых растений с целью повышения устойчивости, экологической ресурсной и рекреационной значимости растений и лесов.

Лесная генетика – это наука о закономерностях наследования и изменении наследственных основ организма лесных деревьев и кустарников.
Более широкое понятие о генетике определяет её как систему знаний о наследственности и изменчивости организмов. Соответственно, ветвь генетики, изучающая наследственность и изменчивость лесных организмов, относят к лесной генетике. При этом специфическим объектом лесной генетики выступают многолетние древесные и кустарниковые растения.
Попробуем рассмотреть содержание данного определения. Одним из центральных моментов лесной селекции является поиск в природе форм, несущих хотя бы один ценный признак (быстрый рост, высокое качество ствола, устойчивость к холодам, засухе, засоленности почв, вредителям и болезням, декоративность, технические и хозяйственные признаки плодов и семян и др.). Именно эти перспективные формы являются исходным материалом для создания новых высокопродуктивных и устойчивых сортов, обеспечивающих повышение качества используемых в лесном хозяйстве деревьев и кустарников. Вместе с тем в определении содержится указание на необходимость выведения новых сортов. Это соответствует современному состоянию лесной селекции, которая сейчас активно применяет широкий арсенал средств помимо отбора в природных популяциях.

Селекция лесных деревьев осуществляется путем практического применения лесной генетики и заключается обычно в испытании различных диких видов и их внутривидовых таксонов и определении, какие из них растут лучше при посадке в специфических условиях. В современных селекционных программах, реализующихся во многих странах с развитым лесоводством, предполагается достичь этого посредством отбора, например на быстроту роста или устойчивость к вредителям, высокое качество или декоративность древесины или повышенный выход и лучший химический состав живицы. Полученные таким образом новые формы (гибриды, а в перспективе и сорта) используются при закладке лесных культур, целевых промышленных плантаций, защитных и рекреационных насаждений.

Современная селекция (в целом), и лесная селекция в том числе, широко применяет при создании базы исходного материала для отбора гибридизацию, полиплоидию, мутагенез, методы биотехнологии и генной инженерии. Однако и в настоящее время отбор остается основой селекционной работы, а в лесной селекции – самым распространенным приемом селекционного совершенствования лесов. Именно с отбора исходных форм (плюсовых и элитных деревьев) начинается выведение сорта, и отбором заканчивается апробация выделенных форм и признание нового сорта.
Н.И. Вавилов (1964****) называл селекцию наукой об эволюции растений и животных, управляемой человеком. Он выделял в селекции как науке следующие теоретические разделы.
  1. Учение об основных направлениях селекционной работы (селекция на иммунитет, селекция на урожайность и технические качества продукции).
  2. Учение об исходном материале.
  3. Учение о наследственной изменчивости.
  4. Учение о роли среды в выявлении сортовых признаков и свойств.
  5. Теорию гибридизации.
  6. Теорию селекционного процесса.
  7. Частную селекцию отдельных культур (селекция сосны, селекция тополя, селекция облепихи и т.д.).
На текущий момент такое представление о структуре теоретических направлений в селекции как науке является общепризнанным во всем мире.  В соответствии со структурой основных теоретических разделов селекции (в целом), сформулированных Н.И. Вавиловым (1964**), порядок организации работ по лесной селекции можно представить следующими основными этапами (по М.М. Котову, 1997):

Постановка задач и выбор направления селекции.
  1. Изучение внутривидового полиморфизма, видового состава в пределах одного или нескольких близких родов с точки зрения соответствия их поставленной задаче.
  2. Изучение особенностей наследования и изменчивости селектируемых признаков.
  3. Выбор метода селекции.
  4. Осуществление селекционного процесса. 
Основные генетические законы едины для всего живого – и для деревьев, и для людей, и для плодовых мушек. Вместе с тем характер наследования признаков и методы экспериментирования с этими группами различны. Поэтому лесная селекция и лесная генетика представляют собой самостоятельную область изучения с характерными для неё проблемами.

2. Проблемы, стоящие перед лесной селекцией

Проблемы, стоящие перед лесной селекцией (по Дж. В. Райту, 1978, стр. 13). В лесной селекции на современном этапе её развития при постановке задач и организации работ рассматривают следующие основные проблемы.

1. Использование в лесной селекции и лесной генетике косвенных признаков.
Известно, что проявление большинства отличительных признаков (фенотипа) живых организмов, в т.ч. деревьев и кустарников, контролируется генами и условиями внешней среды. Опознают гены косвенными методами (хотя, по сообщениям информационных агентств в США удалось «расшифровать» геном человека): выращиванием потомств деревьев (испытательные культуры) и наблюдения за их признаками. В этой связи методы испытания наследственных качеств деревьев и кустарников по их проявлению у потомства – неразрывно связанные этапы лесных селекционно-генетических исследований. Потомства (семенные или вегетативные) при их испытаниях выращивают в одинаковых условиях (на выровненном экофоне) и в нескольких повторностях опытов, что дает основания признать особи с преимуществами в проявлении признаков как наследственно обусловленные формы.

2. Фактор неопределенности и необходимость проведения продолжительных опытов.
Хотя в большинстве лесных исследований селекционеры приходят к выводам, что «потомки высоких деревьев растут быстрее», такие выводы обычны и однозначны, когда речь идет в отношении обычных хорошо изученных видов. На этой теоретической платформе построена вся работа по отбору плюсовых деревьев, в этом и состоит смысл их отбора. Однако в лесной селекции эти правила редко бывают абсолютными. Почти всегда существует некоторое количество деревьев с необъяснимой изменчивостью. Во многом данная ситуация обусловлена слабой изученностью объектов, недостаточной информационной базой об изменчивости и наследственности признаков древесных растений, несовершенством методологии и применяемых методик исследования. Благодаря этим многим неопределенностям продолжительность проведения опытов по селекции древесных пород оказывается весьма значительной (возраст окончательного учета испытательных культур составляет 50 лет). На современном этапе фактор продолжительности проведения исследований по лесной селекции является неотъемлемой чертой большинства практических и теоретических программ по лесной селекции.

3. Элемент времени.
Деревья и кустарники являются многолетними, и более того – долгоживущими организмами. Возраст некоторых деревьев исчисляется многими сотнями, а некоторых и тысячами лет. Кроме того, им, как правило, до вступления в период плодоношения или семеношения (репродуктивную фазу онтогенеза) требуется много лет. Этим селекция древесных и кустарниковых растений существенно отличается от селекции травянистых сельскохозяйственных культур. Последние в благоприятных условиях могут давать два урожая в год. Некоторые виды древесных пород образуют семена за несколько лет, другие же растут так быстро, что достигают возраста генеративной спелости к 10 годам. В этой связи селекционная работа с древесными и кустарниковыми породами достаточно сложна, а методы её проведения имеют свои особенности. Окончательный однозначный ответ на вопрос о наследственном превосходстве той или иной формы (плюсового или тем более элитного дерева) или того или иного гибрида можно получить только в итоге длительных наблюдений, когда растения достигнут возраста спелости. На это могут уйти десятки лет. Вместе с тем время не является таким сильно ограничивающим фактором, как это может показаться поначалу. Трудности такого порядка можно облегчить одновременной работой по нескольким схемам. Достоверный результат по одной из них можно получить за 10 лет, по второй – за 11 лет, по третьей – за 12. Кроме того, сократить период до вступления в фазу плодоношения или семеношения можно с помощью прививок, которые начинают цвести в более раннем возрасте. В дополнение к этому существует возможность определения лучших по росту растений в раннем возрасте, например уже в питомнике. Главной проблемой в этом случае является обеспечение соответствия результатов ранней диагностики результатам оценок в возрасте рубки (например, в 40 и более лет). Обнадеживает то, что во многих подобных опытах полученные результаты заслуживают доверия.

4. Необходимость воспроизводства семян.
Возобновление растений семенами – обязательная часть любой селекционной работы. Особенно это касается селекции злаков, которые культивируют для получения урожая семян, следовательно, необходимо, чтобы их урожаи были высокими и регулярными. Деревья, как правило, выращивают не на семена, и у многих из них плодоношение (семеношение) либо не нужно вообще, либо желательно только иногда. В соответствии с этим лесной селекционер, желающий выяснить вопросы семеноводства, должен включить в план опытных работ проведение опытов по стимуляции цветения и семеношения (плодоношения). Кроме того (В.П. Бессчетнов), следует учитывать существующий технологический уровень производства посадочного материала для создания лесных культур, а по большому счету искусственных насаждений вообще. На текущий момент их подавляющее количество создается сеянцами или саженцами семенного происхождения. В такой ситуации отбор плюсовых деревьев, должен осуществляться с учетом их семенного размножения, реализуемого через лесосеменные плантации. Следовательно отбор должен проводиться как по признакам прямого хозяйственного значения (быстрота роста, качество древесины и т.п.), так и по признакам плодоношения или семеношения.

5. Недостаток основной генетической информации о деревьях.
Селекция деревьев и кустарников на научной основе ведется уже более 150 лет, но только в последние 50 лет она стала интенсивной. Кроме того, многолетние по своей природе деревья и кустарники являются более сложным объектом селекционных исследований (смена поколений у них происходит за более продолжительные периоды, чем, например, у злаков, и оценку генетического качества объектов можно получить только в возрасте нескольких десятков лет – 50 и более). Это обусловливает сложность получения и как следствие недостаток генетической информации даже в отношении хорошо изученных древесных видов. Например, можно установить, что произойдет в первом поколении у сосны обыкновенной после самоопыления, но получить сведения об этом процессе в ряду хотя бы пяти поколений достаточно сложно, если не невозможно. Селекционерам лесоводам приходится работать над такими проблемами, которые уже решены для многих сельскохозяйственных культур (например, пшеницы или кукурузы). По тем же причинам приходится констатировать то, что селекционеры по зерновым работают, как правило, с материалом уже улучшенным в высшей степени, поскольку он подвергался отбору в десятках и сотнях, а возможно и тысячах, поколений. Селекционеры-лесоводы обычно начинают работать с дикими разновидностями или с деревьями, среди которых отбор проводился не более, чем в двух – трех поколениях. Поэтому в селекции древесных пород скрыты огромные возможности улучшения растений, и многие простые опыты могут привести очень ощутимым результатам.
 
3. Общие задачи лесной селекции.

Одним из ответственных этапов лесной селекции является постановка задачи. Четкая формулировка задачи абсолютно необходима для обеспечения результативности самого процесса селекционной работы. Вместе с тем селекция неразрывно связана с конкретным районом (проводится для конкретных условий произрастания и хозяйственного использования растений), направлена на удовлетворение вполне конкретных запросов общества (рынка). Поэтому задача определяется с учетом особенностей биологии и экологии вида, направления селекции, лесорастительных и экономических условий.
 
ПРИМЕР:
1. Вряд ли можно признать наиболее целесообразным селекцию сосны обыкновенной, направленную на повышение засухоустойчивости, для влагообеспеченных регионов России (север Нижегородской области). В тоже время это направление вполне актуально в вододефицитных степных районах на юге России.

Основной и общей задачей лесной селекции является повышение продуктивности, устойчивости и качественной структуры лесных насаждений. При этом, учитывая региональные особенности проведения работ, можно определить специфику постановки задач для лесов различных хозяйственных групп.
В защитных лесах (лесах первой группы) – большее внимание должно быть уделено стойкости насаждений к отрицательным воздействиям вредителей, болезней, неблагоприятных погодно-климатических и почвенных факторов, устойчивости к рекреационным нагрузкам и антропогенному воздействию, повышению санитарно-гигиенических и декоративно-эстетических свойств лесов.
 
ПРИМЕР:

1. Выведение декоративных форм: пестролистных, с плакучей кроной, с высокой фитонцидной активностью, выраженной пылезадерживающей способностью и другими полезными свойствами деревьев и кустарников. В эксплуатационных лесах (лесах второй и третьей групп) – первостепенное значение будут иметь повышение продуктивности и улучшение качественной структуры насаждений. В южных и засушливых районах – на первое место следует ставить задачи повышения засухо-, жаро- и солеустойчивости насаждений.
 
ПРИМЕР:
1. Активная работа в свое время была проведена в бывшем Советском Союзе по селекции тополей на территории Казахстана П.П. Бессчетновым. Им были получены гибриды, сочетающие в себе высокие темпы роста, качество древесины и комплексную устойчивость к дефициту влаги, повышенным температурам, выраженной засоленности почв. ***** Привести фотографии и слайды. Гибриды секции черных тополей достигали годичного прироста 2 и более метров в высоту. В северных регионах основные усилия необходимо направить на повышение морозостойкости и зимостойкости. Подводя итог в целом, можно сказать, что задачи лесной селекции могут различаться в зависимости от конкретных условий их постановки (от целевого назначения (хозяйственной группы) лесов, степени их освоенности, нарушенности состава, специфики экологических условий и т.п.).

Основными направлениями лесной селекции на современном этапе можно назвать следующие.
  1. На быстроту роста (короткоротационные плантации тополей в Казахстане, плантации сосны замечательной в США, плантации быстрорастущих форм ели в России, в частности в Нижегородской области в Ковернинском лесхозе, Городецком лесхозе и др.).
  2. На иммунитет против болезней и вредителей (устойчивость сосны обыкновенной к подкоровому клопу, устойчивость к раку серянке и т.п.).
  3. На устойчивость против действия неблагоприятных факторов среды (зимостойкость, морозостойкость, засухоустойчивость, жаростойкость, газоустойчивость, солестойкость и т.д.).
  4. На технические и технологические качества древесины (длина волокон у тополя, резонансные свойства древесины ели, механическая прочность, плотность, декоративная текстура древесины березы карельской и т.д.).
  5. На урожайность плодов и семян.
  6. На выход и качество химических веществ (живицы, жиров, витаминов, белков, углеводов, танидов, и т.п.).
  7. На декоративность (крупноцветность, повторность цветения, форма кроны, окраска листьев и т.д.).
  8. На усиление и климаторегулирующих функций.
Направления селекции разных видов древесных растений в одном и том же регионе могут быть общими, но могут и не совпадать.
 
ПРИМЕР:
1. Селекция сосны обыкновенной, лиственницы сибирской, ели европейской (обыкновенной) в пределах Нижегородской области имеют почти полностью совпадающее направление: на быстроту роста, на технические свойства древесины, на технические свойства ствола, на устойчивость к неблагоприятным факторам.
2. Селекция сосны обыкновенной в средней полосе России может вестись в основном на быстроту роста, технические качества древесины и ствола. Селекция лещины в тех же районах будет вестись на урожайность и качество плодов, а сирени обыкновенной – на декоративные свойства цветков и соцветий (окраска, аромат, строение, махровость). Но для всех этих растений общим направлением будет селекция на  иммунитет и устойчивость к неблагоприятным факторам среды. Конечной целью селекции растений является выведение сорта.

Сорт – это созданная человеком для удовлетворения своих потребностей совокупность культурных растений, происходящая от одного или нескольких родоначальников и обладающих относительно одинаковыми, наследственно закрепленными, ботанико-биологическими и хозяйственными признаками и свойствами, которые позволяют в определенных природных и производственных условиях получать высокие и устойчивые урожаи продукции требуемого качества.

При этом сорт рассматривается как средство производства. В соответствии с этим на первый план выдвигаются задачи создания сортов и гибридов с высоким генетически обусловленным потенциалом продуктивности. Эти сорта и гибриды должны обеспечить окупаемость с максимальной отдачей больших затрат как на их создание, так и на их возделывание и увеличить среднюю продуктивность возделываемых растений. Таким образом, основным стратегическим направлением в селекции остается создание сортов и гибридов с высоким потенциалом продуктивности, который мог бы быть реализован в производственных условиях не менее, чем на 70 – 80 %.
 
4. Исторические аспекты лесной селекции (самостоятельная работа).

Деятельность селекционеров, занятых в растениеводстве, можно условно рассматривать как деятельность конструкторов растительного мира. В соответствии с определениями Н.И. Вавилова (****), согласно которым селекцию рассматривают как эволюцию, управляемую человеком, селекционеры, управляя наследственностью, создают новые высокопродуктивные сорта и гибриды растений (в том числе и лесных) со свойствами, определенными как хозяйственно ценные и адаптивные.
Процесс введения в культуру диких растений и последующего их улучшения представляет собой одну из интереснейших страниц истории человечества. Большинство возделываемых ныне растений – это результат хотя и бессознательного, но последовательного, постепенного улучшения их в течение многих сотен и даже тысяч лет.
Селекция растений – одно из самых ранних достижений человека. Понятие «культурное растение», которое большинством из нас воспринимается как само собой разумеющее, является итогом длительного пути, который пришлось пройти прежде, чем удалось превратить дикие растения в культурные формы и сорта.
Очевидно, все началось с того исторического момента, когда человек в поисках более надежного источника питания впервые взрыхлил примитивным орудием участок земли и посеял в почву семена диких растений, используемых им в пищу. По оценкам историков, произошло это событие более 20 тысяч лет назад. В последующем введение растений в культуру стало сопровождаться отбором нужных человеку типов растений. При этом было подмечено, что потомство от лучших растений может быть лучше, чем от  плохих. Это послужило поводом для отбора семян лучших растений для посева.
Используемые человеком культурные растения различаются по давности их введения в хозяйственный оборот. Тысячелетиями (с незапамятных времен) возделываются полба, ячмень, просо, лен, бобы, лук, виноград, оливковое дерево, финиковая пальма, хлебное дерево, кокосовая пальма, грецкий орех, абрикос, лох и многие другие виды. Как видим, число древесных растений в их числе достаточно велико. К очень древним (несколько тысячелетий) культурным растениям можно отнести рис, овес, сою, горох кукурузу и др. Исторические исследования показывают, что наибольшие успехи в области улучшения многих культур, например, ячменя, достигнуты уже более тысячи лет назад. За этот период сформировались основные типы большинства современных культурных растений. Но, есть растения, которые ведут свою историю лишь с начала 19-го века, например, сахарная свекла. Каучуконосная гевея, хинное дерево и некоторые другие виды вошли в культуру еще позднее. Имеются виды, которые только сейчас вводятся в культуру: облепиха крушиновидная, клюква, голубика, ряд кормовых культур (безалкалоидный люпин).

Селекция древесных видов (собственно лесная селекция), как организованная хозяйственная деятельность, сформировалась в конце 19-го – начале 20-го веков. Следовательно – это самая молодая ветвь селекции растений.
Дошедшие до нас исторические сведения указывают, что уже в древности были известны некоторые селекционные приемы работы с древесными видами. В Древнем Египте и Месопотамии за несколько веков до нашей эры применяли искусственное опыление финиковой пальмы. Есть и другие сведения. 
После того, как был сделан шаг от бессознательного влияния на выращиваемые растения к сознательному их улучшению преимущественно путем отбора, был открыт путь к широкой эмпирической селекции. Она в значительной мере способствовала становлению земледелия и растениеводства и их прогрессу. Эмпирическая селекция основывалась на простых методах отбора. Например, во многих странах крестьяне отбирали лучшие початки кукурузы, метелки риса, проса и др.
Развитие капитализма в конце 18-го  и начале 19-го веков в Западной Европе дало новые стимулы для организации сортового семеноводства растений как доходной статьи хозяйства. В результате повысился интерес к выведению новых сортов растений как средства производства. В связи с этим в данный период впервые были начаты целенаправленные селекционные работы и организованы первые коллекционные питомники, созданы крупные семенные фирмы и промышленные селекционные предприятия. Одной из них была созданная в 1774 году под Парижем знаменитая семенная фирма «Вильморен», много сделавшая для первоначального развития селекции и существующая и в наши дни. Так возникла промышленная селекция. С большим успехом селекцией различных культур в тот же период занимались русские селекционеры: Е.А. Грачев, *****Болотов.
Однако селекционеры того времени работали, опираясь на передаваемый по наследству или приобретаемый опыт, или же действовали по интуиции. Они только стояли на пороге научной селекции. Первым, кто подвел теоретическую базу под селекцию растений, был выдающийся английский исследователь Ч. Дарвин (1809 – 1882). Первостепенное значение имел его труд «Происхождение видов путем естественного отбора». Он вскрыл основные факторы развития живой природы – изменчивость, наследственность и отбор, на которых и сейчас основывается научная селекция, в том числе и лесная селекция. Он впервые дал всесторонне объяснение процесса формообразования, как в природе, так и в хозяйственной практике, показал, что первичные изменения, даже незначительные на первом этапе работ, могут быть усилены при повторных отборах в последующих поколениях. Величайшая заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он открыл путь эффективного воздействия человека на изменчивость растений и животных. Для научной селекции эволюционное учение Ч. Дарвина стало первоосновой. В этот же период Г. Менделем (1822 – 1884) были открыты его законы наследственности, вторичное открытие которых в 190*** году имело решающее значение для формирования научной селекции.
 
5. Связь селекции растений с другими науками.

Материал вынесен на самостоятельное изучение студентами.
 
Генетика-тезисы
Леонид Федорович Правдин (1978 стр. 7 – 9) дал конкретное определение положения генетики в системе биологических наук: «Генетика относится к фундаментальным разделам биологии и как таковая является составной частью каждого из всех таксономических подразделений» биологической науки (стр. 7). «Изучая генетику леса, мы используем все уровни организации, но особое значение для нас имеет популяция».

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы
 
1. Дайте определение понятию «лесная селекция», объясните его смысловое содержание. В чем состоит различие в определении понятий «лесная селекция» и «лесная генетика»?
2. Перечислите теоретические разделы в селекции как науке по Н.И. Вавилову.
3. Укажите основные этапы работ в селекции растений и лесной селекции по М.М. Котову.
4. Какие проблемы стоят перед лесной селекцией по Дж. В. Райту? Дайте объяснение каждой из них.
5. В чем состоят общие задачи лесной селекции?
6. Обозначьте основные направления лесной селекции на современном этапе.
7. Кем и когда были сформированы важнейшие положения селекции как наука? Перечислите имена отечественных и зарубежных ученых-селекционеров.
8. Каковы роль и значение лесной селекции, какое место она занимает в лесоводственной науке?
9. С какими науками существует связь лесной селекции и в чем эта связь выражается?
10. Представьте в рабочей тетради таблицу вступления в репродуктивный возраст разных видов деревьев и кустарников.
11. Представьте в рабочей тетради таблицу максимального возраста разных видов деревьев и кустарников.
12. Какие методы селекции реализуются на современном этапе её развития?
Наш адрес:
050013, г. Алматы, пр.Абая 8 Казахский национальный аграрный университет