Механика и конструирование сельскохозяйственной техники, Факультеты: IT - технологий, автоматизации и механизации агропромышленного комплекса

IT - технологий, автоматизации и механизации агропромышленного комплекса

Кафедра: Механика и конструирование сельскохозяйственной техники

Галерея факультета
Самые яркие моменты из жизни
Программа обучения факультета
----------------------------------------
Описание специальностей Страница кафедры
 Кафедра готовит бакалавров  по следующим специальностям:
 
       5В071200 «Машиностроение» –выпускники могут работатьтехнологом, конструктором, ме-неджером, инженером, начальником участка на предприятих агропромышленного и военно-про-мышленного комплексов, транспорта, индустрии и машиностроения, в государственных органах управления, проектно-конструкторских, научно-исследовательских организациях, фирмах раз-личной собственности.
 
          5-й предмет на ЕНТ по выбору – физика, профильный предмет – математика.
         
Образовательная программа по специальности
«5В071200 – МАШИНОСТРОЕНИЕ» 
Количество кредитов теоретического обучения –129
 
Пояснительная записка к разработ ке образовательной программы 5 Модуль 5 – Международный язык общения 27
1 Паспорт образовательной программы 6 Модуль 6 - Технические измерения в машиностроении 29
1.1 Перечень квалификаций и должностей 6 Модуль 7 - Естественные науки 31
1.2 Квалификационная характеристика выпускника 6 Модуль 8 –  Механика и прочность материалов. 34
1.2.1 Сфера профессиональной деятельности 6 Модуль 9 Материаловедение и технологические процессы. 36
1.2.2 Объекты профессиональной деятельности 6 Модуль 10 – Основы обеспечение  качества  машиностроительной продукции 39
1.2.3 Предмет профессиональной деятельности 6 Модуль 11 - Электротехника 40
1.2.4 Виды профессиональной деятельности 7 Модуль 12 - Прикладная  механика 43
1.2.5 Функции профессиональной деятельности 7 Модуль 13 - Конструкторская подготовка производства 45
1.2.6 Типовые задачи профессиональной деятельности 7 Модуль 14 - Монтаж, эксплуатация и ремонт промышленного оборудования 47
1.2.7 Направления профессиональной деятельности 8 Модуль 15 – Технолого-ориентированная подготовка 51
2. Цель образовательной программы 8 Модуль 16 - Технологическая подготовка производства 53
3. Ключевые компетенции 8 Модуль 17 - Организация и проектирование машиностроительного производства 55
4. Содержание образовательной программы 12 Модуль 18 -  Исследование и математичес кие методы обработки экспериментальных данных технологических процессов 58
5. Формуляры для описания модулей: 20 Модуль 19 - Экономика машиностроитель ного производства 60
Модуль 1 – Историко-социальные науки 20 Модуль 20 – Физическая культура и спорт 62
Модуль 2 - Языковая подготовка 22 Модуль 21 – Спортивно-практическая подготовка 64
Модуль 3 - Эколого- коммуникатив ные компетенции 23 Модуль 22 – Профессиональная подготовка и итоговая аттестация 65
Модуль 4 – Общественно-политические науки 25 6.  Сводная таблица, отражающая объем освоенных кредитов в разрезе модулей образовательной программы 69
 
 Пояснительная записка к разработке образовательной программы
 
            Образовательная программа, реализуемая Казахским национальным аграрным университетом по специальности «5В071200-Машиностроение», разработана с учетом потребностей регионального рынка труда, требований нормативных документов Министерства образования и науки Республики Казахстан и представляет собой систему документов для организации образовательного процесса.
Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и содержит характеристику программы и направления профессиональной деятельности выпускника, результаты обучения и приобретаемые компетенции, политику оценивая результатов обучения, организацию образовательного процесса, обеспечивающую качество подготовки обучающихся, описание модулей, составляющих образовательную программу, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Содержание образовательной программы реализуется через учебный план, разработанный в модульном формате, в котором для первого уровня образования предусмотрено три цикла дисциплин: цикл общеобразовательных дисциплин, цикл базовых дисциплин и цикл профилирующих дисциплин, а также дополнительные виды обучения (профессиональную практику, физическую культуру и др.) и итоговая аттестация.
Цикл общеобразовательных дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента с общим объемом 33 кредита.
Цикл базовых дисциплин включает 20 кредитов  дисциплин обязательного компонента и 44 кредита дисциплин компонента по выбору.
Цикл профилирующих дисциплин включает 5 кредитов дисциплин обязательного компонента и 27 кредитов дисциплин компонента по выбору.
Элективные дисциплины распределены по курсам и семестрам с учетом логической последовательности изучения дисциплин.
Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра по специальности «5В071200-Машиностроение» является освоение обучающимся не менее 129 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практик, не менее 2 кредитов на подготовку, написание и защиту дипломной работы (проекта) и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности.
 
1 Паспорт образовательной программы
 
1.1 Перечень квалификаций и должностей
 
Выпускнику по данной образовательной программе присуждается академическая степень бакалавр теники и технологий по специальности «5В071200-Машиностроение».
Квалификация и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения РК.
 
 1.2 Квалификационная характеристика выпускника:
 
   1.2.1 Сфера профессиональной деятельности
   Сферой профессиональной деятельности бакалавра 5В071200 – Машиностроение является производство, все отрасли включая военно-промышленную, индустрию, транспорт и связь, сельское и коммунальное хозяйство, образование и потребление.
  По программе предусмотрено проведение профессиональных практик:
  Учебная практика - 8 кредитов.
Цель практики –  изучение  конструкции и принципа действия основных узлов и механизмов технологического оборудования; освоение  основ пользования инструментом, шаблонами, приборами для настройки и регулировки узлов оборудования и контроля технологических процессов; определение и устранение причин разладки оборудования; получение первичных  навыков  работы  на  оборудовании.
Производственная практика -  4 кредита
Цель практики – закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин; изучение конструкторско-технологической документации, действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по разработке технологических процессов и оборудования, его эксплуатации, а также эксплуатации средств автоматизации, средств вычислительной техники, оформлению технологической документации; изучение видов и особенностей технологических процессов, правил эксплуатации технологического оборудования, инструмента, средств автоматизации и управления, имею-щихся в подразделении, средств технологического оснащения, автоматизации и управления для определения их соответствия технологическим условиям и стандартам; технологических и программных средств автоматизации и управления; участие в работах, выполняемых инженерно-техническими работниками данного предприятия (организации).
Преддипломная практика – 2 кредита.
Цель практики – подготовить студента к решению организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.
 
1.2.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: органы управления, предприятия, организации государственной и негосударственной формы собственности, включая индустрию, сельское и коммунальное хозяйства, военно-промышленный комплекс, сферы производства и потребления.
 
1.2.3 Предмет профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности бакалавра 5В071200 – Машиностроение являются: технологическое оборудование машиностроительных предприятий, инструменты, оснастка, проектные решения, автоматизированные комплексы, средства отладки оборудования, средства эксплуатации, средства технического обслуживания.
 
1.2.4. Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В071200 – Машиностроение могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: 
  • организационно-управленческую;
  • производственно-технологическую;
  • проектно-конструкторскую;
  • расчетно-проектную;
  • экспериментально-исследовательскую.
 Функции профессиональной деятельностиФункции профессиональной деятельности выпускников:
  • разработка и проектирование технологических процессов изготовления различных видов продукции, оборудования, оснастки, инструмента;
  • нормоконтроль нормативно-технической документации;
  • решение конструкторских, технологических, организационно-технических и организационно-экономических задач;
  • обслуживание, организация профилактических осмотров и текущего ремонта средств производства, измерений, испытаний и контроля;
  • разработка конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, новых технологий, методик испытаний оборудования и оснастки для конкретных производств;
  • анализ состояния производства и оценка стабильности качества продукции с целью дальнейшего развития и повышения эффективности работы предприятия;
  • проведение экспериментов, измерений, наблюдений, внедрение результатов исследований и научных разработок.
 1.2.6. Типовые задачи профессиональной деятельности
 
Выпускники по специальности 5В071200-Машиностроение подготовлены к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности:
  • организационно-управленческой:
организация производственного процесса, организация работы исполнителей; постановка цели и формирование задачи управления, связанной с реализацией профессиональных функций; организация обслуживания производства; управление производственным процессом с учетом технических, финансовых и человеческих факторов; разработка алгоритмов управления; планирование учета и отчетности, разработка бизнес-плана предприятия, планирование повышения эффективности производства;
  • производственно-технологической:
разработка, внедрение и эксплуатация системных, ресурсосберегающих технологий; разработка и внедрение технологических процессов обработки и сборки изделий; автоматизация машиностроительного производства; создание непрерывных поточных производственных процессов, автоматизированных комплексов, гибких автоматизированных производств; внедрение высокоэффективных средств технологического оснащения, обеспечение экологичности машиностроительного производства;
-    проектно-конструкторской:
выполнение проектно-графических работ при проектировании систем автоматизации, проектирование высокоэффективных средств технологического оснощения; обоснование критериев оценки технико-экономической эффективности проектируемых систем; разработка проектной, конструкторской и технологической документации с применением современных методов автоматизированного проектирования;
  • расчетно-проектной:
разработка проектных схем при проектировании систем оборудования, оснастки и инструмента; выполнение расчетов для использования в конструкторской документации; обоснование методов расчетов;
  • экспериментально-исследовательской:
применение современных экспериментальных методов для исследования процессов протекающих в машиностроительном производстве; исследование новых направлений в технологии современного машиностроения; исследование видов обработки в машиностроении; исследование объектов автоматизации в области машиностроения; научное обоснование методов обеспечения качества выпускаемых изделий и повышения производительности труда;
1.2.7 Направления профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности выпускника специальности «5В071200-Машиностроение»:
  • технологические процессы машиностроительного производства;
  • проектирование и конструирование различных видов оборудования, оснастки и инструмента;
  • ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оснастки и инструмента;
  • экспериментально-исследовательские работы.
 2 Цель образовательной программы
Образовательная программа – «Технология машиностроения».
Через образовательную программу «Технология машиностроения» реализуются цели Государственных образовательных стандартов и миссия кафедры и факультета.
Основными целями образовательных программ подготовки бакалавров по специальности  5В071200 - Машиностроение являются:
  • воспитание в духе патриотизма, дружбы народов Республики Казахстан, уважения к культурным традициям и обычаям;
  • формирование общечеловеческих и социально-личностных ценностей выпускника;
  • формирование экологической, физической, этической, правовой культу­ры, культуры мышления;
  • языковая подготовка бакалавра;
  • формирование фундаментальных знаний, необходимых для усвоения про­фессиональных дисциплин;
  • формирование теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых для их реализации в профессиональной деятельности.
Цель цикла общеобразовательных дисциплин (ООД) - обеспечение соци­ально-гуманитарного образования на основе знания законов социально-эконо­мического развития общества, истории Казахстана. Современных информацион­ных технологий, государственного языка, иностранного и русского языков как средств межнационального общения.
Цель цикла базовых дисциплин (БД) - обеспечение углубленных знаний естественно-научного, общетехнического и экономического характера как фун­дамента профессионального образования.
Цель цикла профилирующих дисциплин (ПД) - обеспечение глубоких тео­ретических знаний и практического опыта в области машиностроения.
 
3. Ключевые компетенции:
            Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В071200 - Машиностроение
Бакалавр должен:
иметь представление: об основном оборудовании, инструментах, оснастке применяемой в машиностроении; о методах расчета и конструирования;  о сов­ременных методах и способах получения заготовок;  о разработке технологичес­ких процессов;  о современном состоянии, тенденциях и перспективах развития машиностроения;  о видах обеспечения САПР;  о составе задач проектирования;  о санитарно-гигиенических основах охраны труда;  об основных опасностях и вредных условиях;  способах предупреждения и ликвидации аварий;  о основных  фондах и оборотных средствах;  о экономической эффективности;  о современных формах и методах организации и управления производством;
знать: основное оборудование машиностроительного производства, оснас­тку, инструмент; способы получения заготовок; современные методы расчета и проектирования;  основы САПР;
уметь: рассчитать и сконструировать основное оборудование машино­строительного производства, оснастку и инструмент;  произвести технико-эко­номические расчеты; выбрать оборудование, оснастку и инструмент; составить технологический процесс; пользоваться современными автоматизированными средствами проектирования;
иметь навыки: проектирования и конструирования в области машино­строения; работы на машиностроительном оборудовании; составления бизнес-планов;
быть компетентным: для выполнения своих функций при составлении тех­нологических процессов в машиностроении; расчете и конструировании обору­дования, оснастки и инструмента;  расчете технико-экономического обоснования проектных решений.
 
В области родного, иностранных языков
Выпускник должен:
владеть: одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного и профессионально-ориентированного;
знать: профессионально-ориентированным иностранным языком;
уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
В области  фундаментальной математической, естественнонаучной и технической подготовки
Выпускник должен:
иметь представление: о математике, как особом способе познания мира, общности его понятий и определений; о математическом моделировании; об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о Вселенной как физическом объекте и ее эволюции; о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности познания и путях дальнейшего развития естествознания; о дискретности и непрерывности в природе; о соотношении порядка и беспорядка, упорядоченности строения физических объектов, переходах неупорядоченное состояние и динамических и статических закономерностях в природе; о вероятности как объективной закономерности физических систем; об измерения и их специфике в различных разделах естествознания; о фундаментальных константах в природе; о принципах симметрии и законах сохранения; о соотношении теоретического и эмпирического в познании; о состояниях природных объектов и их изменений  во времени; об индивидуальном и коллективном поведении физических систем в природе; о времени в естествознании; об основных химических системах и процессах, реакционной особенности веществ; о методах химической идентификации и определений веществ; об особенностях биологической формы организации, принципах воспроизводства и развития живых систем; о биосфере и направления ее эволюции; целостности и гомеостазе живых систем; о взаимодействии живого организма и среды обитания, сообществах организмов и экосистемах; об основных принципах современных методов и средств рационального природопользования и ресурсосбережения, перспективах разработки экологически чистых технологий; о новейших открытиях в области эстествознания, перспективах их использования для разработки новой техники и высоких технологий; о стихийных экологических бедствиях, техногенных катострофахи об их взаимодействии на человека и объекты экономики; о последствиях профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать: основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функции комплексных переменных, теории вероятностей и математической статистики, теории дискретной математики; математические модели простейших процессов, и систем естествознании и технике; вероятные модели процессов и систем для проведения необходимых расчетов в рамках разработанной модели;
иметь опыть: употребления математической символики и терминологии для выражения количественных и качественных характеристик объектов; исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценки пределов применимости полученных результатов; аналитического и численного решения алгебраических уравнений; использования основных приемов обработки экспериментальных данных исследования, аналитического и численного решения дифференциальных уравнений; аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; программирования и использования возможностей компьютерного обеспечения; использования методов и средств компьютерной графики;
уметь использовать: основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, квантовой механики, акустики и оптики, атомной физики, статической физики и термодинамики, теории химических систем, реакционной способности веществ, химической идентификации; оценку численных параметров, испльзуемых в разделах естествознания; основы безопасности жизнедеятельности.
В области компьютерных технологий
Выпускник должен:
владеть: основными методами способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информации, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
уметь: осуществлять поиск, анализ и оценку  информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
знать: способы использования для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
понимать: сущность и значение  информации, в развитии современного информационного общества, соблюдать современные требования информационной безопасности.
В области социально-культурной деятельности
Выпускник должен:
иметь представление: о многообразии форм вероисповедания и познания, категориях рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности; о значении эстетических и духовных ценностей в интеллектульном творчестве и повседневной жизни; о геополитической обстановке и политических явлениях в Казахстане, странах ближнего и дальнего зарубежья, месте и статусе Республики Казахстан в современном политическом мире;
понимать: соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических особенностей в образовании и воспитании; необходимость пропорций в рыночной экономике и их особенности, ситуации в макорэкономическом уровне, основы фискальной и денежно-кредитной социальной и инвестиционной политики; современные социальные и энические проблемы, связанные с развитием цивилизации;
знать: типологию, источники возникновения и развития массовых социальных движений; формы социального взаимодействия, факторы социальных изменений, типы и структуры социальных организаций; основы экономической теории; организацию и функционирование правоохранительных и правоприменительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
уметь: анализировать в общих чертах основные социально-экономические и политические события в своей стране и зарубежом, находить, анализировать и использовать информацию, необходимую для правильной ориентации в основных текущих моментах современной действительности; использовать и оформлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности; вести на одном или нескольких иностранных языках беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, использовать при проведении информационного поиска чтение иностранной литературы по специальности без словаря и со словарем, составлять соответствующие справки, каталоги, аннотации, рефераты, обзоры и деловые письма на иностранном языке.
В области учебной деятельности
Выпускник должен:
- иметь представление: о классификации механизмов, узлов и деталей; о статике и динамике; об электрических цепях постоянного и синусоидального тока, трехфазных электрических цепях, магнитных цепях; о методах теории подобия и размерностей, классических измерительных системах, о теории выборочного контроля; об историческом развитии машиностроения; об организации баз данных, объектах и атрибутах, схемах и подсистемах, системах управления, концептуальных моделях, языках баз данных, реляционных моделях, интерфейсах;
- понимать: требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы; реакция связей, условия равновесия плоской и пространсвенной систем сил, теорию пар точки, движение точки и твердого тела; актуальные проблемы и перспективы развития методов и средств измерений механических, теплотехнических и электрических величин;
- знать: основы проектирования механизмов, стадии их разработки; общие теоремы динамики, аналитическую динамику, теорию удара; классификацию механических, теплотехнических и электрических измерений; методы и средства измерений и контроля механических, теплотехнических и электрических величин; организационные, научные и методические основы машиностроительного производства; основные положения государственной системы стандартизации ГСС РК;
- уметь: расчитывать механические передачи и соединения деталей на прочность; контролировать качество измерений, планировать измерения; проверять статистические гипотезы, применять статистические методы в контроле качества, анализе дефектов и при исследовании технологических процессов; обрабатывать базы данных, осуществлять экспертные оценки качества с их использованием, использовать базы данных для статистической обработки результатов и подведении итогов;
- владеть: навыками работы на машиностроительном оборудовании; теорией расчета механических и гидравлических систем; нормативно-правовой основой метрологии, стандартизации и сертификации; статистическими методами анализа причин дефектности производства, методами анализа и контроля качества при эксплуатации, ремонте и утилизации продукции; 

4  Содержание образовательной программы
 
Наименование модуля Цикл и компонент Код дисциплины Наименование дисциплины Форма контроля Семестр Объем кредитов Формируемые компентенции
KZ EСTS
1.  Историко-социальные науки ООД IK 1101 История  Казахстана Гос. экзамен 1 3 5 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в вопросах современного уровня историко-научных, археологических и этнографических исследований по проблемам отечественной истории.
ООД Soc 1104 Социология Экзамен 2 2 3
Итого по модулю   5
 
8
 
2. Языковая подготовка ООД K(R)Ya 1106 Казахский (русский) язык Экзамен 1,2 6 10 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в использовании материалов языкового обучения в решении теоретических, практических задач и в исследовательских работах.
Итого по модулю   6 10
3. Эколого- коммуникативные компетенции ООД Inf  1102 Информатика Экзамен 2 3 5 После освоения модуля студент должен:
ыть компетентным в применении полученных теоретических знаний и умений в области информационных технологии, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности в профессиональной деятельности; в вопросах по предотвращению воздействия опасных и вредных факторов на работающих.
ООД OBZh 1103 Основы безопасности жизнедеятельности Экзамен 1 2 3
ООД EUR 1105 Экология и устойчивое развитие Экзамен 1 2 3
Итого по модулю   7 11
4. Общественно-политические науки ООД ОЕТ 2107 Основы экономи-ческой теории Экзамен 3 2 3 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в анализе и оценке состояния экономического, правового развития общества.
ООД ОР 2109 Основы права Экзамен 4 2 3
ООД Fil 2111 Философия Экзамен 3 3 5
ООД Pol 2110 Политология Экзамен 4 2 3
Итого по модулю   9 15
5.  Международный язык общения ООД IYa 2108 Иностранный язык Экзамен 3,4 6 10 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в поддержке и понимании основных положении четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы.
Итого по модулю   6 10
6. Технические измерения в машиностроении
 
БД/КВ SSM 1204 Cтандартизация  и сертификация  в машиностроении Экзамен 1 3 5 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в графическом решении технических задач;  в составлении и обращении с технической и конструкторской документацией; в использовании стандартов при оформлении рабочих чертежей деталей  а  также,  нормативно-технической документации в области стандартизации и качества продукции в своей последующей производственной  деятельности.
БД/КВ IG 1206 Инженерная графика Экзамен 2 3 5
 
 
БД/КВ TI 1207 Технические измерения Экзамен 2 3 5
ПП UP 1401
 
Учебная практика (Cтандартизация  и сертификация в машиностроении)  
Диф. зачет
2 4 7
Итого по модулю   9
(13)
15 (22)
7.  
Естественные науки
БД/ОК Mat 1202 Математика Экзамен 1,2 5 8 После освоения модуля студент должен:
-быть компетентным в проведении физического эксперимента; в работе с измерительными приборами; в расчете и обработке полученных данных; в применении научно-техническом информационном потоке законы математики и физики  ежедневным требованиям производства, а также использовать научные исследования в их профессиональной деятельности; в общих теоретических и экспериментальных принципах и методах работы с анализируемыми веществами.
БД/ОК Him 1201 Химия Экзамен 1 2 3
БД/ОК Fiz 1203 Физика Экзамен 2 3 5
Итого по модулю
 
 
 
 
 
  10
 
 
 
 
16
 
 
&nbs
Специальности кафедры
Наш адрес:
г.Алматы, ул.Сатпаева 7, №6 учебный корпус,2 этаж, кабинет 644 Казахский национальный аграрный университет